Автоателье КВАРЦСтатьи → АBS: что это, как работает, а также преимущества и недостатки

АBS: что это, как работает, а также преимущества и недостатки

06.06.2018

В этой статье мы поговорим об ABS – антиблокировочной системе, призванной контролировать частоту вращения колес автомобиля, чтобы не допустить их полного блокирования при нажатии на педаль тормоза. 

Почему во время движения транспортного средства полная остановка одного или нескольких колес это плохо: 

  • ухудшается сцепление шины с поверхностью дороги;
  • снижается управляемость машиной;
  • ускоренный износ резины;
  • многократно возрастает риск возникновения неконтролируемого заноса автомобиля, особенно при экстренном торможении на повороте, когда на ТС уже действует боковые силы;
  • прочие факторы.

А ведь состояние дороги не всегда в пользу водителя, потому что асфальт то мокрый, то в снегу или покрыт ледяным настом. Все это в каждом отдельном случае требует от автолюбителя выбора оптимального режима движения, адекватной оценки дорожной ситуации и своих возможностей. Тут-то потенциал ABS и раскрывается, в какой-то мере, исключая влияние человеческого фактора на управление автомобилем, частично заменяя его технически выверенной работой автоматизированной системы. О том, какие механизмы стоят за этим, и как они работают, будет рассказано далее.
 

Узлы и механизмы, отвечающие за работу АБС

В принципиальной схеме АБС каждая деталь выполняет свою задачу:

  • датчик частоты вращения колес измеряет угловую скорость вращения шины и передает сигнал на ЭБУ;
  • блок управления запускает работу гидроблока – модулятора тормозного усилия;
  • гидроблок через систему клапанов регулирует давление жидкости в рабочем цилиндре каждого колеса с помощью электронасоса. 

В настройках ЭБУ уже имеются сравнительные таблицы с технической информацией. На основании их происходит расчет отрезка времени, через которое то или иное колесо начнет блокироваться в определенной дорожной ситуации. При этом учитывается ускорение или замедление автомобиля в целом и состояние дороги. Все это позволяет оперативно управлять гидроблоком и контролировать давление тормозной жидкости в каждом колесе индивидуально. 

ABS – механизм, который делает производительные дисковые тормоза еще эффективнее

ABS – механизм, который делает производительные дисковые тормоза еще эффективнее
 

В функции блока управления также входит считывание неисправностей элементов антиблокировочной системы. Полученная информация кодируется и в виде сигнала об ошибке в работе АБС высвечивается на передней панели. При движении по внутри дворовым дорогам со скоростью в 5 – 10 км/ч вы не ощутите толчков в педаль тормоза, характерных для срабатывания АБС. Уже начиная со скорости в 15 км/ч, активизируется работа ABS и можно смело жать педаль тормоза хоть в пол, не опасаясь потери управляемости транспортным средством. Только не стоит забывать, что у АБС, как и у многих механизмов есть как сильные стороны, так и слабые места.
 

Плюсы и минусы ABS

Находясь за рулем автомобиля оборудованного АБС, водитель может совмещать маневрирование даже с экстренным торможением. И еще несколько положительных моментов в обладание транспортным средством с ABS: 

  • отпадает потребность контролировать интенсивность работы с педалью газа – автоматизированная система делает это за вас;
  • автолюбителям-новичкам нет необходимости осваивать различные нюансы торможения и отсутствие опыта в этой сфере компенсируется избирательной реакцией АБС.

Антиблокировочная система – один из факторов предсказуемого поведения машины на дороге

Антиблокировочная система – один из факторов предсказуемого поведения машины на дороге
 

ABS постоянно совершенствуется и все новые технические выкладки вносятся в базу ЭБУ, как и информация о возможном качестве дорожного покрытия относительно его сцепления с шинами. Несмотря на это, изощренные варианты развития ситуации на дороге, которые подкидывает сама жизнь, сложно учесть даже системе, работающей по отлаженным алгоритмам. АБС в этом случае не исключение и имеет слабые стороны:

  • при экстренных торможениях антиблокировочная система фактически берет управление автомобилем на себя, что может вызывать у водителя ощущение сюрреалистичной ситуации, когда человек оказывается под властью искусственного интеллекта;
  • движение по кочкам и неровностям может вызывать погрешности в расчетах коэффициента сцепления шин с дорогой, поскольку на точность обработки дорожных условий может повлиять вызванная ними частота изменений вводных показателей.

Конечно, конструкторы будут и дальше стремиться довести возможности АБС до параметров, еще больше облегчающих управление транспортными средствами. Весь вопрос в том, насколько можно будет сократить разрыв в охвате техническими измерениями физических величин, представленных в виде быстро сменяющейся ситуации на дороге.